Геноцид 1920 г: Традиции нацизма в Грузии и перестройка (2 часть)
"… Мы видим систематические захваты меньшевиками окраин, насильственное
присоединение их к Грузии, разбойничьи войны с соседями, кровавые
расправы с национальным меньшинством. Кровавая расправа с осетинами как
будто бы закончена. В этом отношении они цинично использовали последнее
восстание осетинского народа - Джавском ущелье в июне 1920г., чтобы его
окончательно доконать. Озверевшие народогвардейцы по директивам
правительства Жордания и Рамишвили, творили такие ужасы, каких история
знает очень мало. Жители расстреливались без разбору, имущество
грабилось, кто мог бежал от этих ужасов, а оставшиеся в живых…
правительство решило выселить из Южной Осетии. Правительство уже
приводит эти меры в исполнение. Но кара меньшевистского правительства
обрушилась не только на джавских осетин, поднявших восстание, но и на
все осетинское население, живущее в Грузии. Вообще все осетины
объявлены вне закона. Признаны врагами грузинского народа, и над ними
производятся всевозможные насилия, побои, оскорбления, избиения, вплоть
до насильственного выселения из родных пепелищ. История борьбы с
осетинским народом - одна из позорнейших страниц меньшевистского
правительства Грузии. После всего этого неудивительно, что в лице
осетинского народа, без различия пола и возраста, меньшевистское
правительство и вся меньшевистская партия Грузии приобрела самого
смертельного своего врага…" Ф. Махарадзе "Диктатура меньшевистской партии в Грузии". Эта
мысль не случайно нам повторяется. "Меньшевики безжалостно
расстреливали пленных, разрушали, сжигали деревни, чем вызывали к себе
ненависть осетинского населения. Эта ненависть к меньшевикам была так
остра в Юго-Осетии, что меньшевики впоследствии туда носа не смели
сунуть". "… средь белого дня были расстреляны 7 крестьян, среди
них Миха Дзуссошвили, 90-летний глухой пастух, не принимавший никакого
участия в восстании. Для борьбы с горсточкой людей они посылают туда целые батальон, один конный полк и две горные батареи, не считая гвардии. Мы не будем здесь останавливаться на описании тех ужасов и дикостей, которые были совершены меньшевистскими войсками… Они
не делали различия между старыми и молодыми, женщинами и мужчинами,
вооруженными и безоружными. Меньшевистские палачи вели себя как звери
или дикари. Они убивали всех без разбора, разрушали, жгли все на своем
пути". Ф. Махарадзе… "Советы и борьба за Советскую власть в Грузии, 1917-1921гг.".
"Деревни
здесь расположены на больших высотах. Очевидно осетины вообразили, что
они вне предела нашей состязаемости. Но теперь всюду огни. Горят и
горят… Зловещие огни! Какая-то страшная, жестокая, феерическая красота…
и, озираясь на эти ночные, яркие огни, олин старый товарищ печально
сказал: "Я начинаю понимать Нерона и великий пожар Рима. "Тяжелый
крест" Валико Джугели, стр.233. И на самом деле среди всего
человеческого рода разве только один, пожалуй Нерон мог уподобиться
этим выродкам!" - восклицает Ф.Махарадзе и продолжает, - "В результате
почти трехнедельного истребления, убийства, пожаров и разрушений - вся
Осетия опустела… Грузинские меньшевики поставили себе целью совершенное
уничтожение Юго-Осетии, и, цель эту почти достигли. Дальше этого идти
было невозможно. Осетия была разрушена и сравнена с землей…
Домашний скарб, скотина, птица и все, что пощадил огонь, было расхищено
"славными" гвардейцами. Мы думаем, что в этой постыдной истории
месть не играла единственной, исключительной роли. Вне всякого
сомнения, что в данном случае имели место националистические и
шовинистические тенденции грузинских меньшевиков, и та ненависть
которую эти господа проявляли по отношению ко всем национальным
меньшинствам, жившим в пределах Грузии. Орган нашей партии, опираясь на
фактический материал, доказывал, что Юго-Осетия вовсе не думает
нападать на правительство демократической Грузии, что она хочет лишь в
своих границах устроить судьбу свою, что она никогда для Грузии не
представляла и не представит никакой опасности, что всяная народность
имеет право на самоопределение, что неоднократно утверждалось и самими
меньшевиками, по крайней мере, на словах, что Юго-Осетия на своих
границах имеет право иметь такие формы правления, которая она пожелает.
Меньшевики никак не могли примириться с мыслью, что Юго-Осетия с
точки зрения истинного и подлинного социализма, имела право на
национальное самоопределение и на создание отдельной государственной
единицы. Какое право имели меньшевики, называвшие себя социалистами,
уничтожить и сравнить с землей целый небольшой край только за то, что
этот край для своего внутреннего управления требовал автономных прав?
Меньшевики в отношении крестьян Юго-Осетии допустили такое
преступление, подобное которому не совершали еще никогда ни одно
реакционное правительство.
Уважаемые депутаты! На основании всего изложенного, предлагаю: I/
Признать события июня 1920 года в Южной Осетии геноцидом. Потребовать
признания этого от правительства Грузии, советской, международной
общественности и правительства. 2. По международным нормам геноцид
не имеет срока давности. Поэтому предлагаю востребовать от Грузии
возмещения ущерба от геноцида 1920 г. Народ, не способный признать и
платить за преступления своих предков, не может считаться духовно
полноценным. 3. Во исполнение вот уже вековой борьбы и мечты
осетинского народа и в оправдание всех принесенных жертв, включая
геноцид 1920 года, сталинские репрессии, новоимперский погром ноября
1989 г., осуществляя священное право на самоопределение, объявить
полный суверенитет Южной Осетии. 4. Выразить несогласие с
расистскими принципами заключения нового союзного договора,
закрепляющего расовую дискриминацию народов, автономных образований и
безстатусных народов. вверх назад
СПРАВКА "АДАМОН НЫХАС" ПО ПОВОДУ XII СЕССИИ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ ЮГО-ОСЕТИНСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ 15.II.89 г. Состоявшаяся
10 ноября 1989 г. чрезвычайная сессия Совета народных депутатов
Юго-Осетинской автономной области двадцатого созыва приняла
постановление о преобразовании Юго-Осетинской автономной области в
Юго-Осетинскую автономную Советскую социалистическую республику и
обратилась к Верховному Совету Грузинской ССР с просьбой рассмотреть и
решить вопрос о придании ЮОАО статуса автономной республики. Повышение
статуса было практически универсальным путем для развития автономий в
Союзе ССР. Многие союзные республики были в прошлом автономными
республиками, а многие автономные республики были первоначально
автономными областями. В связи с этим, число союзных республик возросло
с 4 до 15, автономных республик - с 13 в 1923 до 19 в 1959 году, число
автономных областей сократилось с 16 до 9. При этом одна автономная
область - Киргизия - была преобразована пока в автономную, а
впоследствии - в союзную республику. Особенно интенсивно процесс
государственного строительства в автономиях протекал в 20-30 годах, а в
начале 60-х прекратился вовсе. Теперь демократическая перестройка снова
ставит этот вопрос на порядок дня, предоставляя народам СССР новые
возможности для решения вопроса своего самоопределения. В начале
20-х годов, когда решался вопрос о форме государственности Южной
Осетии, было выдвинуто предложение о создании Советской
социалистической республики Южной Осетии. Сохранился проект Конституции
ССР Юго-Осетии, утвержденный объединенным заседанием Ревкома и парткома
Юго-Осетии 6 сентября 1921 года. Однако обстоятельства сложились так,
что государственность Южной Осетии оформилась в виде автономной области
в составе ГССР. После меньшевистского погрома 1920 года
производительные силы Юго-Осетии были разрушены, население изгонялось с
родных мест, область испытывала острый дефицит кадров. За годы
советской власти автономная область достигла определенных успехов в
своем развитии, была создана промышленность, развивалось сельское
хозяйство, а главное, неизмеримо возрос кадрово-интеллектуальный
потенциал области. Однако, на определенном этапе развитие стало
тормозиться. Причин тому множество, и главная из них - низкий
национально-правовой статус. Отставание области по всем
показателям, характеризующим социально-экономическое развитие и уровень
жизни населения наглядно видно в сравнении с Северо-Осетинской АССР,
преобразованной из автономной области в автономную республику в 1936
году. Неутешительно выглядит состояние области на фоне
среднереспубликанских показателей по ГССР, по сравнению с которым
жизненный уровень области почти вдвое ниже. Обозначился глубокий застой
в культурном развитии. Был репрессирован государственный статус
осетинского языка, утвержденный в 1923 году, и на сегодняшний день
осетинский язык находится в крайне критическом положении. Все эти
процессы и обстоятельства прямо или косвенно провоцируют
демографический кризис, связанный с массовым оттоком населения,
преимущественно в СО АССР и другие регионы Грузии. На фоне
значительного прироста населения СССР в целом, тревожит сокращение
численности населения области со 107 тысяч в 1939 году до 99 тысяч на
сегодняшний день. Сходное положение сложилось и в ряде других
автономных областей СССР - отставание в экономике, низкий уровень
жизни, демографический и этнический кризис. Это можно отнести только за
счет несовершенства статуса области, который не дает равных, с более
высокими по статусу автономными образованиями прав и возможностей. В их
низком статусе оказалась заложенной возможность правовой дискриминации,
которая сегодня реализована в проекте изменений и дополнений к
Конституции ГССР, где в нарушение "Закона о Юго-Осетинской автономной
области" Верховный Совет ГССР присвоил право распоряжаться границами и
районным делением области. Такой дискриминации не подвергаются
автономные республики СССР. Все это диктует настоятельную
неотложную необходимость повышения статуса Юго-Осетинской АО до
автономной республики. Такое развитие государственности Юго-Осетии в
интересах всех национальных групп Юго-Осетии, поскольку создает новые
возможности для экономического роста и удовлетворения всесторонних
культурных запросов населения, независимо от национальной
принадлежности. Вместе с тем оно послужит залогом сплочения народов
республики, станет шагом к развитию идеи суверенитета ГССР,
популяризации ее в автономных формированиях республики. Повышение
статуса Юго-Осетии означает не только повышение правовой защищенности
Юго-Осетии, но и качественное повышение уровня доверия между двумя
народами, общности своих исторических судеб и интересов. вверх назад Меморандум
трудящихся и общественности автономной области Южной Осетии, Верховному
Совету СССР, ВС РСФСР, ВС ГССР, Президенту СССР М. С. Горбачеву,
председателю ВС РСФСР Б. Ельцину, ООН, Европейский парламент, МИД СССР,
посольствам и представительствам зарубежных стран в СССР, Гааской
академии международного права. Система тоталитарного подавления прав
граждан и народов в СССР, в особенности малочисленных, благодаря
Перестройке, подвергается полной реконструкции. Демократические
институты и организации набирают силу, в современные процессы
включились все народы СССР. Южная Осетия в условиях тоталитарного
режима оказалась на дне существующей национально-государственной
иерархии в удушающих национальное развитие условиях. Уровень жизни
вдвое ниже среднереспубликанского, у нас самый низкий в Грузии прирост
населения (2%), детская смертность побивает колониальные рекорды,
катастрофическая безработица, драматический даже на фоне худших
показателей страны застой в социально-экономическом развитии…
"Братству" такого рода, есть непривычное для наших внутренних отношений
название - расовая дискриминация. Наблюдая активизацию
демократического движения всех народов СССР, на наших глазах
оформляющего цивилизованное лицо страны, народ Южной Осетии старается
активно включиться в перестроечные процессы в надежде преодолеть
дискриминацию и вырваться из бедности и конституционной незащищенности.
Таково и стремление грузинского народа к национальной
раскрепощенности и суверенитету. Поэтому высокие демократические
декларации, встреченные с симпатиями со стороны осетинского народа,
вселили было надежду, что Грузинская республика с таким же пониманием и
сочувствием отнесется к столь же естественному желанию и праву
осетинского народа на самоопределение. Однако, в реальности
грузинская демократия оказалась двуликой: одно ее лицо обращено к
Западу, которому она демонстрирует маскарадную "европейскость", другое
- к малочисленным народам своей республики, - оно сведено судорожной
гримасой национал-шовинизма по отношению ко всем, кто упоминает о
правах негрузин на свободное самоопределение. Получив от "центра"
конституционную свободу, Грузинская республика сконцентрировала всю
полноту власти в единственной палате парламента, и изо всех сил
блокирует те немногие права, которые союзным законодательством
"спущены" для автономных образований. Декларируя на союзном уровне
демократические свободы и добиваясь максимум независимости, Грузинская
республика стала претендовать на монопольное обладание Законом, урезая
права находящихся в пределах республики автономий, делая
беспрецедентные попытки их ликвидации. Союзные законы, расширяющие
права автономий, отменены решениями ВС ГССР и фактически Южная Осетия
вновь оказалась под угрозой мини - имперского диктата. Применяя
противоположные своим же демократическим декларациям методы во
внутренней политике, Грузия, сама пережившая 9-го апреля имперский
диктат, осужденный всем мировым демократическим сообществом, применила
в отношении Южной Осетии столь же жестокое насилие, подтвердив
политический диагноз А.Д. Сахарова о ней, как о "малой империи". 10
ноября 1989 года областной Совет депутатов своей II-й Чрезвычайной
сессией принял решение о повышении статуса АО до АССР с обращением к
правительствам ГССР и СССР одобрить и утвердить это важное для народа и
демократии решение. В ответ на стремление осетин реализовать свое
право на самоопределение преобразованием бесправной области в
автономную республику новоявленные вожди христианского хомейнизма
подвергли Южную Осетию очередному разгрому. В статистике это
представлено так: свыше двух месяцев вооруженной оккупации Южной Осетии
и полной блокады областного центра, более 300 лиц осетинской
национальности, подвергшихся зверским избиениям, среди которых старики
и женщины, есть убитые и раненные, 2.5 тыс. беженцев в Северную Осетию,
сотни людей, загнанных в леса с детьми на руках в декабрьские морозы,
массовый голод, грабеж и разбой…. 20 млн. экономического ущерба и
несоизмеримо больший моральный ущерб и поругание национального
достоинства народа. Это была прямая попытка повторения геноцида,
учиненного в 1920 году над мирным населением Южной Осетии
правительством Н. Жордания - этого оскандалившегося учителя первого
опыта "демократии" по-грузински. Статистика карательной вооруженной экспедиции войск "демократической Грузии" в 1920 году в Южной Осетии трагична: -вследствие
непосредственных карательных акций регулярных войск погибло свыше 5
тыс. человек, женщин, детей, стариков, 50 тыс. беженцев в Северную
Осетию, уничтожение 80% скота от общего количества, 100 тыс. мелкого и
60 тыс. крупного рогатого скота, полное уничтожение с/х угодий и
посевов. От голода и болезней (тиф, холера) погибло в целом около 13-15
тыс. мирных жителей. Материальный ущерб составил свыше 5 млн. золотых
рублей. В морально- психологическом отношении это была национальная
катастрофа, последствия которой ощущаются по сей день. Уже одно
это показывает, что стремление осетинского народа к единству и
самостоятельности не являются националистическим "излишеством" или
модой на демократию. Это преодоление произвола, избавление от
этнократии и обретение естественного единства и прав свободного
цивилизованного развития. Не может быть двух Осетий, как нет двух
осетинских народов! Приводить какие-либо аргументы в пользу обратного
немыслимо, если не исходить из идеологии откровенного нацизма. В несоизмеримо более сложных условиях происходило и происходит объединение Вьетнама, Кореи, Йемена. Объединение
Германии, с территории которой начались две мировые войны, реализуется,
несмотря на то, что это требует коренного пересмотра конституций двух
немецких государств и денонсации бесчисленного множества международных
договоров. Торжествует демократия и гуманизм! Совсем иное
положение сопутствует объединению Северной и Южной Осетии. В преамбулах
всех советских конституций Центра и республик признается право всех
народов на свободное самоопределение. И только в конкретных статьях по
национально-государственному строительству этот принцип нарушается
введением в них имперской иерархии. При этом Осетия, в отличие от
Германии, никогда не воевала со своими соседями и в ходе имперской
агрессии ноября 1989 г. со стороны Грузии явила на Кавказе первый пока
еще пример демократического ответа своей сдержанностью, осознанностью
политического выбора и гуманностью. Этот факт предотвращения
массового межнационального кровопролития, как результат неприятия
осетинским народом силовых мер, дает ему все основания заявить, что к
объединенной Осетии у ее соседей никогда не возникает сомнений в
искренности миролюбивого демократического пути, выбранного осетинской
демократией для национального прогресса и цивилизованного развития. Объединение
Осетии - это один из главнейших индикаторов поступательного развития
Перестройки и способности советских народов, грузинского, в первую
очередь, на деле подтвердить искренность своих демократических
устремлений перед лицом мировой демократической общественности. Отметим
особо, что 18 июля 1990 года представитель грузинской национальности
выразил свое положительное отношение к объединению целого народа
впервые за все время Перестройки: Э.Шеварднадзе приветствовал
воссоединение Германии во всеуслышание, заявив миру, что "Право наций
на свободное самоопределение священно и не продается". Это первое
заявление такого рода после договора от 7 мая 1920 года, в котором
Россия и Грузия признали права всех народов бывшего Кавказского
наместничества на свободное самоопределение, вплоть до образования
самостоятельного государства. И которое, Грузия нарушила уже месяц
спустя, учинив геноцид в Южной Осетии… Сегодня право и стремление
осетинского народа быть единым, есть надежда, не обернуться его
национальной трагедией, ибо у этого права в лице мирового
демократического сообщества, Президента СССР, Министра иностранных дел
СССР, правительства суверенной России, декларирующей высокие
демократические нормы, есть признанные гаранты. У права на
национальное единство не может быть двух чтений: это право или
признается или нет. Новое политическое мышление советского руководства
признало, наконец, это право для различных народов мира, а, значит, его
адресатом является и разделенный осетинский народ. Но мы
обращаемся и к русскому народу и Верховному Совету России: при
рассмотрении требования ВС Грузии признать аннексию ее Россией в 1921
году, учитывать мнение осетинского народа. Осетинский народ считал
тогда и считает сегодня, что I I - я армия была спасителем Осетии от
грузинского геноцида и категорически не признает факта аннексии ею
Южной Осетии. Русское оружие, завоевавшее Осетию для Грузии во второй
половине XVIII в., осуществило в 1921 году миссию спасения народа Южной
Осетии от поголовного истребления. Но напомним снова, что именно
завоевание Осетии в XVIII в. и включение южной ее части в состав
Тифлисской губернии стало основанием для последовавшей исторической
трагедии раздела малочисленного осетинского народа. Россия, спасшая в
1921 г. южных осетин от геноцида, обязана сделать следующий
демократический шаг и поддержать воссоединение Северной и Южной Осетии.
Симпатии всех демократических сил страны, сегодня, после XXVIII съезда,
направлены к России. Позиция в национальном вопросе, изложенная в
платформе КПСС, предполагает сохранение иерархии национальностей и, по
существу, консервирует состояние расовой дискриминации. Малопривлекательность
позиции М. Горбачева, с одной стороны, и демократизм А. Сахарова, Б.
Ельцина, Г. Попова с другой, сильно привлекают симпатии всех народов к
России и ее Верховному Совету. При этом не только народов автономных
образований. Осетинский народ имеет все основания считать Россию
главным гарантом своих прав на свободное самоопределение, поскольку
именно она остановила грузинский геноцид в Южной Осетии, выполнив
обязательства, взятые на себя договором от 7 мая 1920 года, по
соблюдению прав всех народов бывшего Кавказского наместничества на
свободное самоопределение, вплоть до образования самостоятельных
государств. В Осетии это был четвертый случай, после Финляндии и
Польши, когда Россия продемонстрировала приверженность этому принципу.
В то же время для Грузии Южная Осетия - это первый, но отнюдь не
последний случай попрания этого священного права народов, которое она
вслед за Россией признала за всеми народами бывшего Кавказского
наместничества. Аморально и безнравственно вдвойне, что возрожденная
Грузия, являя собой третий пример приверженности России принципу
свободного самоопределения народов, положенному в основу возрождения
самостоятельности Грузии по договору 1920 года, уже через месяц
нарушила его геноцидом в Осетии. История ничему не учит только тех, кто ничему не хочет учиться… Объединенная
Осетия будет придерживаться конструктивных норм и норм международных
соглашений в отношении мирного сосуществования и сотрудничества всех
народов. Однако, не исключено, что попытка имперского диктата
шовинистически настроенных кругов Грузии может повториться: геноцид
1920 г., религиозно-политический вождизм хомейнистского толка в среде
грузинских "демократов" и события ноября 1989 года говорят об этом со
всей определенностью. Исходя из того, что мировое сообщество
признает в таких случаях право притесняемых народов на отстаивание
независимости и свободы, мы обращаемся ко всем миролюбивым силам с
призывом: - предотвратить все попытки вооруженного вмешательства и
имперского диктата Грузинской республики, которые могут последовать в
ответ на конституционные демократические шаги осетинского народа,
способствующие восстановлению справедливости и гуманизма; - необходимо
признать: сколь деликатной является проблема и трагедия разделенного
народа, столь недопустимо сегодня всякое непарламентское вмешательство
в решение подобного вопроса, когда формируется истинное лицо суверенных
народов, объявивших строгую приверженность демократии и национальной
справедливости. Иначе надежды и тревоги разделенного осетинского народа
падут жертвой очередной имперской конвульсии вместо торжества
демократии, гуманизма и справедливости. - Отношение к проблеме "двух"
Осетий является серьезнейшим индикатором искренности демократических и
гуманистических настроений всех участников процесса и решающей проверки
демократии в обновляющейся федерации суверенных народов. 1. Южная
Осетия имеет право на роль субъекта в новом союзном договоре. 2. 3. Осетинский народ также, как вьетнамский, корейский, немецкий, ждет поддержки в деле воссоединения. 4. 5.
Есть два пути реагирования на стремление осетинского народа к
воссоединению: или признать его безнравственным и осудить парламентским
судом или считать его не более чем справедливым и поддержать. 6. Или же вооруженной диктатурой и насилием вновь на время снять его с политической повестки демократии… Возможно ли подобное в эпоху нового мышления и возрождения гуманизма?!…
ОБРАЩЕНИЕ К ДЕПУТАТАМ
Народ
возмущается своим бесправным положением, кадровой политикой, но не
понимает, что исправит положение без суверенитета нельзя. Посмотрите
сколько пострадавших осетин. Те, кто отличились в издевательствах над
осетинами назначаются на должности в органах. Тяжелое положение народа
- это следствие колониальной политики. Я вас, уважаемые депутаты и
гости, предупреждаю - народ уже никто не успокоит, накопилось столько
несправедливости, что взрыв может произойти в любой момент. Нельзя
этого допускать! Но народы сейчас может помирить только равноправие,
нужен СУВЕРЕНИТЕТ! Тогда мы покажем пример демократии. Надо найти
дорогу друг к другу, но осетины согласны на диалог только как
равноправные участники, ибо без равенства нет взаимоуважения. ТВ,
пресса правды не говорят. Осетины видят, что правды и справедливости
нет, терпение кончается. Народ пока нам верит, но многие уже стали
сомневаться. Этим могут воспользоваться безответственные люди и они уже
работают, чтобы расколоть народ, натравить друг на друга. Про меня тоже
говорят разное: хорошее и плохое. Я все делал и делаю, чтобы не
допустить трагедии, но если мы любим свой народ по-настоящему, а не на
словах, ему надо сказать правду - без суверенитета мы уже никогда не
помирим наши народы. Никакого равноправия и уважения без
самостоятельности и суверенитета не будет. После ноября 1989 года в
памяти осетин вновь всплыли ужасы погромов в Южной Осетии
меньшевистским правительством, которое себя тоже называло
демократическим. Сегодня не словами, а делами надо доказывать уважение
к народу. Это мое мнение и я его не навязываю. Но я знаю, что говорю,
ибо ситуацию знаю не по разговорам, а изнутри, от самого народа. Если
вы не сделаете сегодня правильный выбор пострадают наши народы, наши
дети. Равноправие народов - это самый верный довод в пользу мира и
дружбы. Сейчас, когда партия теряет доверие народа пора Советам брать
принадлежащую им власть, пора депутатам серьезно подумать о судьбе
народа, о его тяжелом положении и принять все необходимое для его
благополучия. Сегодня - это необходимость принятия суверенитета Южной
Осетии. Спасибо за внимание. От редакции: по состоянию здоровья
А.Я. Цховребов не смог зачитать на Сессии свое обращение. Наша газета
сочла необходимым ознакомить с ним читателей. НАШ АДРЕС: 383570, ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ, г. Цхинвал, ул.Кочиева, №1. РЕДАКЦИЯ ГАЗЕТЫ "АДАМОН НЫХАС" CÆIUT ÆFSYMÆRTAW RADTÆM NÆ KUXTÆ! ADÆMON NYXAS №2 1990 AZ AVGUST IRYSTONY ADÆMON FRONTY FIDIYÆG / ВЕСТНИК НАРОДНОГО ФРОНТА ОСЕТИИ