Присутствие алан на Кавказе с I в. н.э. фиксируется не только
письменными источниками, но и архео¬логическими памятниками. Аланские
памятники в Предкавказье фик¬сируются с начала н.э. По версии
Б.А.Раева, аланы появились здесь около середины I в. и оставили богатые
погребения в курганах Хох¬лач, Садовый, Жутовской, Соколовский и др.
Например, в Соко¬ловском могильнике выделяются богатые кочевнические
погребения конца I в. в курганах 3 и 4. Здесь обнаружены предметы из
драго¬ценных металлов, импортные вещи, остатки повозки и др. {Каталог.
..1985, с.4, 16-18, 23-25). Богатые погребения знати кочевников Нижнего
Дона второй половины II в. «все большим числом исследо¬вателей
отождествляются с памятниками, оставленными аланами — «бывшими
массагетами» Аммиана Марцеллина» {Прохорова 1993, с. 174).
В самом
начале XX в. Н.И.Веселовский раскопал на Кубани интересный могильник
первых веков н.э., получивший название «Золотого кладбища» {Веселовский
1905). Определяя этническую принадлежность населения, оставившего
«Золотое кладбище», К.Ф.Смирнов связал могильник с сармато-аланами,
пришедшими сюда из прикаспийских степей. Аналогичной точки зрения
придерживаются Л.Г.Нечаева, А.М.Ждановский и В.А.Кузнецов {Ждановский
1979, с.38-45; Кузнецов 1992, с.54).
По признанию
самого Н.И.Веселовского, на узкой полосе вдоль правого берега Кубани
«высятся сотни не особенно крупных курганов, большей частью группами,
не удаляясь внутрь степи». В течение двух лет работы было раскопано
около сотни курганов. Почти все погребения оказались ограбленными в
древности. Тем не менее, обнаруженные многочисленные и разнообразные
находки представляют собой ценный источник по истории региона начала
н.э. Последующие исследования хронологию прикубанских памятников
варьировали в пределах I-III вв. Что касается этнокультурной
принадлежности курганов, то большинство исследователей (К.Ф.Смирнов,
Л.Г.Нечаева, В.Б.Виноградов, A.M. Ждановский и др.) связывают их с
аланами. Уточнение хронологии могильника позволило археологам выделить
три группы погребений. К первой относятся 6 погребений; самое ранние
из них — в кургане 43 у ст. Усть-Лабинской скорее всего принадлежит к
ЗВГ и датируется второй половиной I в. до н.э. — рубежом н.э. Основу
«Золотого кладбища» составляют 53 погребения второй половины I-II вв.
Наконец, к третьей группе принято относить 15 погребений конца II —
начала III вв. {Гущина, Засецкая 1992, с.45-48, 51).
Люди,
похороненные на «Золотом кладбище», принадлежали к одной социальной
группе, объединенной общими интересами и культурными традициями. Их
воинский характер свидетельствует о том, что здесь мы имеем дело со
специальным воинским отрядом — дружиной. Обилие же в погребениях
римского импорта указывает на определенную связь их организации с
Римом. Основная группа погребений «Золотого кладбища» приходится на
I-II вв. С одной стороны, это время наивысшего расцвета Римской
империи, а с другой — период господства в Приазовье аланских племен.
На Северном Кавказе политическая обстановка после войны
49 г.
оставалась напряженной. Между тем, этот регион играл существенную роль
в военных планах Нерона, собиравшегося организовать большой поход в
Прикаспийский район. Рим был заинтересован в стабильности и
спокойствии на левом фланге намечавшегося наступления. Вполне
возможно, что именно в это время на важном в стратегическом отношении
участке возникло военное объединение номадов - sozii, в обязанность
которых входило сдерживание активности варваров степей юга России (там
же, с.61, 63-64).
Аланские
захоронения на Терезинском могильнике найдены рядом с захоронениями
автохтонного населения. Е.П.Алексеева усмотрела в этом свидетельство
«антагонизма между пришлым, аланским, и местным населением. Скорее
всего уже с первых веков нашей эры какая-то часть аланских пришельцев,
поселившихся в предгорьях Карачаево-Черкесии, стала сливаться с
местным кавказскими племенами» {Алексеева 1971, с.71).
В комплексах
начала I тысячелетия Пятигорья обнаружены египетские фаянсовые
амулеты. Они обнаружены в 21,5% погребений I-II(III) вв. Одной из
основных причин попадания восточных предметов в данные комплексы
С.Н.Савенко (1993, с. 132-136) считает участие северокавказских алан в
закавказских и переднеазиатских военно-политических событиях I-II вв.
н.э.
Интересный памятник, оставленный скорее всего ранними аланами, исследуется на р. Черек — Зарагажский некрополь. К декабрю
1997 г.
на нем исследовано 453 погребения (7 подкурганных и 397 катакомб без
наземных признаков, 21 подбойное и 8 грунтовых погребений). За редким
исключением, катакомбы относятся к 1 типу. Преобладают одиночные
погребения с западной ориентировкой. Большая часть погребений ограблена
еще в древности. Тем не менее, вещевой материал сравнительно богат и
разнообразен. В первую очередь это керамика; ручки большинства сосудов
выполнены в зооморфном стиле, преобладающим мотивом которого является
изображение кабана. Интересен набор из бронзы, серебра, золота и иных
материалов: зеркала, поясные пряжки, фибулы, бляшки, подвески, серьги,
бусы и т.д. Собранный материал позволяет говорить «о довольно ощутимой
социально-экономической дифференциации населения», оставившего данный
могильник. Особо выделяется 118 комплекс, в дромосе которого выявлен
целый костяк коня. Здесь обнаружены фрагменты тонкостенного
стеклянного сосуда, парадные меч и нож, ножны которых украшала золотая
фольга с чешуйчатым и линейно-клетчатым (в шахматном порядке)
орнаментом. Концы ножен украшали массивные фигурные золотые пластины с
перегородчатой инкрустацией в полихромном стиле (Атабиев 1996; 1998).
Одним из
интереснейших археологических памятников, открытых в последнее время,
является обширное Зилгинское городище в Северной Осетии. Даже
предварительные итоги раскопок позволили И.А.Аржанцевой и Д.В.Деопик
пересмотреть традиционный взгляд на время возникновения т.н. «земляных»
городищ алан Центрального Кавказа. Если раньше их появление относили
ко времени после гуннского нашествия, то теперь эту дату приходится
сдвигать в 1-Й вв. Такого же мнения придерживается В.А.Кузнецов (1992,
с.39-42).
Присутствие
алан в Закавказье уже в I в. также прослеживается по археологическим
данным. К.В. Тревер (1959, с.124-125) писала, «что аланы в это время
действительно обитали в южных предгорьях Кавказа и на всем протяжении
северокавказских степей». Как отмечает И.Алиев (1971, с.200-201),
археологические материалы подтверждают свидетельства письменных
источников о проникновении «племен массагето-аланского круга уже в I
в. н.э.» в Азербайджан, Армению и Грузию.
Появившиеся на
Северном Кавказе аланы усилили этнические процессы, которые наметились
при скифах и стали интенсивнее в сарматское время - процессы иранизации
некоторых местных культур. С начала н.э., отмечает в этой связи Г.В.
Цулая, «аланы освоили на Северном Кавказе обширную территорию,
распространив свое название на значительную часть местного населения»;
с этого времени стало складываться «ядро аланского этноса» (Цулая 1993,
с.84), которое позднее, в новых исторических условиях легло в основу
народа алан, образовавших свое мощное государство.
1Этноним
переводится как «светлые аланы» (Миллер 1887, с.86; Абаев 1949, с.178;
Фрай 1972, с.218). Р.Фрай отверг гипотезу Ю.Юнге(1939, S.79), который в
качестве исходной формы «роксаланы» предлагал Roxonaloi.
2У
Б.Бахраха — «стойких и всегда воинственных алан» (Bachrach 1973, р. 4).
Правда, Д.Браунд полагает, что у Лукана (кн.8, 233) «чтение Albanos
следует, видимо, предпочесть чтению Alanos». Добавив, что и у Тацита
(Hist. 1.6) «чтение Albani нельзя переправлять на Alani», ученый
резюмирует: «Казалось бы, простой вопрос о первом появлении алан в
наших письменных источниках остается без ответа» (Браунд 1994, с. 171).
В отношении Тацита можно согласиться с Д.Браундом: первый действительно
писал о подготовке Нерона «к войне с альбанами» (Тацит 1968, т. П,
с.8). Что же касается Лукана, то здесь можно и поспорить. Лукан
продемонстрировал блестящее знание этногеографии юго-восточной Европы,
неоднократно характеризуя скифов (Марк Лтан 1993, с.7, 17, 40, 46,
57-58, 109, 121), исседонов(с.58), сарматов (с. 19, 58), парфян (с. 10,
29, 57, 178-179), народы Кавказа (с.45, 58, 178) и др. В упомянутом
Д.Браундом сюжете речь идет о вполне конкретном этносе: «аланов гоня,
загрубевших от вечного Марса» (с. 178). / Через два века Аммиан
Марцеллип напишет об аланах: «они втыкают в землю по варварскому обычаю
обнаженный меч и благоговейно поклоняются ему, как Марсу…» (Аммиан
Марцеллип 1994, с.494)/. Несколько фрагментов поэмы Лукана отразили
«восточный импульс» - появление в Причерноморье раннеаланских племен
(с. 29); особенно интересен следующий сюжет: «…за ними — арий отважный
И массагет на сарматской войне заливающий жажду Кровью коня ‘своего…» (Марк Лукан 1993, с.58).
3К.Мюлленгов
и Е.Тойблер рассматриваемый фрагмент «Аргонавтики» использовали в
качестве аргумента в пользу аланского присутствия на Кавказе еще в I
в. (Mullenhoff 1892, Bd. 1, S.78; Taubler 1909, S.15). Косвенно это
мнение разделил Б.Бахрах, цитируя Н.Дебевойса: «Работа В.Флакка … ясно
свидетельствует о заинтересованности Рима в отношении алан и в целом
Кавказа» (Bachrach 1973, р. 165).
4В
последнем русском издании Аммиана, подготовленном и отредактированном
Л.Ю.Лукомским, данный сюжет изложен в такой редакции: «Аланы,
разделенные по двум частям света, раздроблены на множество племен,
перечислять которые я не считаю нужным. Хотя они кочуют, как номады,
на огромном расстоянии, но с течением времени они объединились под
одним именем и все зовутся аланами вследствие единообразия обычаев …
образа жизни и одинаковости вооружения» (Аммиан Марцеллип 1994, с.493).
В данной версии формирование раннеаланского этноса предстает не как
создание полиэтнического союза во главе с аланами (племенем-гегемоном),
а как синтез родственных ЭСО, объединенных едиными обычаями и образом
жизни.
5Недавно
свое видение данной проблемы изложили А.В.Исаенко и В.Д.Кучиев. По их
мнению, с VIII-VII вв. до н.э. на Дону и Центральном Предкавказье
складывалась народность, которую они вслед за Я.Б. Березиным и В.Б.
Виноградовым условно назвали «пред- или прааланской». С VII но III в.
до н.э. возникли и развивались четыре области формирования вариантов
праалан с устойчивыми савромато-скифскими чертами; «центральная»
область охватывала Ставрополье, Кабардино-Балкарию, Северную и Южную
Осетию. В этот период, по мнению А.В.Исаенко и В.Д.Кучиева, шел процесс
ассимиляции автохтонного населения савромато-скифскими племенами.
«Процесс их окончательной ассимиляции был завершен сармато-аланами во
II в. до н.э. — I в. н.э.» (Исаеико, Кучиев 1995, с.30).
6Как
заметил Ш.Уолн, в большинстве случаев люди предпочитают использовать
выгоду, которую сулит дальнейшая разработка уже существующей системы.
Необходимо подавляющее превосходство новой концепции или кризисная
ситуация, в противном случае на атаки критики вряд ли обратят внимание.
Не случайно один из великих физиков XX в. л. де Броиль с горькой
иронией заметил, что в науке, как правило, сторонники старых идей не
принимают новые, просто приверженцы старых теорий постепенно умирают,
а молодежь принимает новое как данное (см.: НАА, 1987. № 4, с.94
примеч.7). Уже в силу этого вызывают уважение исследователи, которые
при появлении новых данных могут изменить свою точку зрения.
7Вопрос
о локализации «Скифского царства» до сих пор остро дискутируется, но
большинство исследователей политический центр архаических скифов
располагает на Кавказе (Галанина 1992, с. 155).
8Аналогии
этому шитью дает материал раскопок В.И.Сарианиди храма и некрополя
Тилля-тепе. Как мужские, так и женские погребальные одеяния некрополя
сохранили остатки золотошвейного шитья — своего рода парадное одеяние.
Впервые золотое шитье распространилось, по мнению археологов, среди
сарматов (Сариапиди 1989, с.88-89). Богатое погребение сарматки из
кургана Комарово в Северной Осетии сопоставимо с богатыми женскими
захоронениями в Тилля-тепе. Одна из могил находилась на самом гребне
холма Тилля-тепе и, судя по сопровождающему инвентарю, «усопшая при
жизни занимала одну из самых высоких ступеней иерархической лестницы».
Сохранились части золотой короны, золотая гривна весом более
800 г,
массивные золотые браслеты; особый интерес вызвали одежные застежки,
«отлитые в виде воинов в полном греко-римском боевом облачении с
копьем в одной и шитом в другой руке». Застежки не привозные, а
местного производства, о чем свидетельствуют изображения
фантастических крылатых животных, чуждых античному искусству, но
хорошо представленных в погребальных изделиях кочевых курганов.
Наличие в изголовье погребального сосуда для вина и кубка для питья
вроде бы подтверждает правоту древних авторов, отмечавших, что у
кочевников женщины в обычаях «сходствуют» с мужчинами (Сариапиди 1984,
с. 147-148).
9По мнению Д.Браунда, Дарьяльский проход для той эпохи можно называть «Сарматскими воротами» (Браунд 1994, с. 171).
10М.Б.Щукин
полагает, что «остроумная гипотеза Ю.Г.Виноградова» основана на двух
«умозрительных» допущениях: 1) «изобретении» не отмеченного в
источниках «армянского царя Артавасда периода interregnum 37-41 гг.
н.э.» и 2) предположении о также не зафиксированной источниками
независимости Армении в те годы (Щукин 1994, с. 178).
11Сторонники аланской атрибуции похода
35 г., —
подчеркнул в другой работе СМ. Перевалов, — либо приводят
доказательства того, что под «скифами» источников следует понимать
только алан (Ю.С.Гаглойти), либо ставят знак равенства между
названиями «сираки», «аорсы», «скифы», «сарматы», «аланы», чем еще
больше запутывают вопрос. Проблема этнической атрибуции участников
похода
35 г. —
«проблема прежде всего источниковедческая и должна решаться обращением
к первоисточнику». В переводе С.М. Перевалова император «Тиберий
большими денежными подарками убеждает царей иберов и албанов не
колебаться идти войной на Артабана. Они, однако, воздержались сами, но
напускают на Артабана аланов, предоставив им путь через свои владения и
открыв ворота Каспийские». Как подчеркивает исследователь, «все
греческие рукописи дают чтение алапы» (Перевалов 1998, с. 96-97). В еще
одной статье доказательства участия в походе
35 г.
именно алан сведены СМ. Переваловым в три пункта: 1) сообщение Иосифа
Флавия, все греческие рукописи которого содержат имя алан; 2) сведения
Тацита, которые не дают оснований «предполагать, что под сарматами
35 г.
можно понимать аорсов или сираков. С учетом свидетельства Иосифа
Флавия под ними, скорее, следует понимать все-таки алан»; 3) данные
античной традиции об алано-сарматском способе конного боя, исходя из
коих автор пришел к выводу, что «аланы были носителями нового вида
оружия среди сарматов» и новой тактики катафрактариев, примененной в
35 г. Таким образом, «аланская атрибуция сарматов в войне
35 г. должна считаться самой обоснованной» (перевалов 2000. С. 203-210).
12Данный
сюжет цитируется по тексту, впервые изданному В.В.Латышевым (перев.
А.И.Малеина). Как это ни парадоксально, но, при наличии 30
древнерусских переводов «Иудейской войны», ее перевода с языка
оригинала на современный русский язык нет. Различные варианты перевода
разнятся как по стилистике, так и но точности. Если в цитированном
фрагменте аланы предстают как «часть скифов», то в переводе с
немецкого, осуществленного Л.Четком в конце XIX в. и недавно изданном
в Минске, об «аланс-ком народе» говорится «как о скифском племени,
живущем на берегах Тана-иса и Меотийского озера» (Иосиф Флавий 1991а,
с.435). В текстах переводов имеются и более существенные расхождения.
13Эту точку зрения впервые высказал de Guignes (1859, S.399).
14Это
всего лишь предположение. Возможен и другой вариант развития событий.
По свидетельству Секста Аврелия Виктора (1998, с.86-87), при императоре
Веспасиане «царь парфянский Вологез войной был принужден к заключению
мира». Возможно, здесь речь идет об аланском разгроме северных
областей Парфии. В связи с угрозой аланского вторжения во внутренние
районы страны Вологез обратился к Риму за помощью. Но император
ограничился посылкой войск в Сирию и Иберию.
Ф.Х. Гутнов “Ранние аланы. Проблемы этносоциальной истории”. Владикавка “ИР” 2001г.
Источник: http://zalda.net/
|